Как сделать, чтобы дети не
стали мишенью школьных стрелков?
Время от
времени средства массовой информации доводят до нашего
сведения ужасающие истории о стрельбе в американских и
других заграничных школах. В них фигурируют десятки погибших
и раненых. Одновременно у нас в России ведутся ожесточённые
дискуссии о праве каждого здорового взрослого гражданина
владеть огнестрельным оружием. Хотя у автора есть позиция по
этому поводу, речь здесь пойдёт не о ней. Статья посвящена
тому, как сделать так, чтобы даже при наличии разрешения, у
подрастающего поколения не было мотивов приобретать оружие,
а главное, использовать его. Чтобы ответить на поставленный
вопрос, стоит разобраться, как дети доходят до жизни такой,
что они становятся стрелками.
Представим
себе робкого, застенчивого мальчика (обозначим его А),
небольшого роста и вообще из тех, о ком говорят: не может
постоять за себя. И другого парня, Б, на голову выше ростом,
или, как минимум, физически гораздо здоровее. Который вдруг
понимает, что ему нужно что-то, что есть у А. И даже если у
него самого есть, то пусть будет две, а у самого А не
будет,- в конце концов, это его проблема. И Б предлагает А
поделиться. По-хорошему. А если он не поделится, то ему
сделают больно. И тогда он в результате всё равно поделится,
просто это будет болезненнее. Если же Б при этом не
встречает ни сопротивления, ни осуждения или негативного
вмешательства со стороны, он понемногу втягивается, т.к. ему
очень удобно получать от А то, что нужно, на халяву. Потом
он также осознаёт, что может не только поживиться, но и
развлечься. Последнее достигается, когда он обзывает и
вообще всячески унижает А. Причём это унижение может
выходить за чисто словесные рамки и быть сопряжено с
причинением боли и телесных повреждений.
Естественно,
А пытается найти выход из сложившейся ситуации. Однако не
может справиться самостоятельно, а потому обращается за
помощью к взрослым. Они же, даже самые близкие, в первую
очередь родители, говорят ему: будь мужчиной! Ты должен
уметь за себя постоять! Что воспринимается примерно так, как
если психиатр говорит пациенту: возьмите, наконец, себя в
руки! Вот только дело в том, что если бы пациент мог взять
себя в руки, то они, скорее всего, просто не встретились бы!
По крайней мере, в таком контексте. Не зная, к кому ещё
обратиться, мальчик просит о помощи учительницу. Попутно
умоляя её не выдавать его. Она ему опять-таки советует «дай
сдачи». После чего вяло отчитывает обидчика. Тот сразу же
понимает «откуда дует ветер», и жертва получает новую порцию
издевательств, а то и побоев. В результате обидчик получает
уверенность в своей безнаказанности, а жертва практически
теряет надежду.
Конечно,
иногда приводят позитивный пример, как где-то отец
мальчика-жертвы записывает его в секцию рукопашного боя, тот
учится стоять за себя. Но если даже конкретный мальчик
выиграет от этого, то это зачастую лишь вынуждает обидчика
сменить объект издевательств, а то и приводит к эскалации
насилия, вместо того чтобы исправлять порочный сам по себе
подход к взаимоотношениям.
Так и растёт
мальчик, считая школу и вообще детские коллективы чем-то
вроде концлагеря, где его то и дело унижают, а иногда даже
подвергают физическим издевательствам, напоминающим пытки. А
в душе его, постоянно подкармливаемая гневом, зреет
ненависть не только непосредственно к обидчику, но зачастую
и к пассивным зрителям, с интересом наблюдающим, как над ним
издеваются. Нет необходимости объяснять, чем чревата такая
ситуация, особенно в связи с распространённостью тем насилия
в СМИ и доступностью оружия.
Что же можно
сделать по этому поводу? Понять, что проблема действительно
существует в конкретном случае. Для этого, помимо
непосредственных бесед с учащимися, существуют измерительные
инструменты – шкалы/опросники, относящиеся ко всем трём
сторонам ситуации – обидчикам, жертвам и «зрителям» (роль
последних не стоит недооценивать). Хотя эти инструменты
адресованы в первую очередь специалистам, они дают
возможность оценить обстановку с взаимоотношениями в
коллективе и принять превентивные меры до того, как
возникнет драматическая ситуация. (Упомянутые материалы
можно найти на сайте «Хищники и жертвы среди нас»).
Каковы должны
быть эти превентивные меры? Во-первых, это воспитательная и
разъяснительная работа. Помогающая, в частности, обидчику
осознать, что если он хочет продемонстрировать свою силу,
ловкость, смелость и т.д., то это лучше сделать в спорте. И
на организационном уровне в данном учреждении у него должна
быть такая возможность.
Кроме того, должна быть создана
соответствующая атмосфера, основанная на определённой
позиции по отношению к издевательствам над товарищами.
Потенциальный обидчик должен чувствовать, что
попустительства не будет. Что в случае возникновения такой
ситуации к нему будут применены серьёзные административные
меры. Разъяснительная работа также должна вестись с
«наблюдателями». Цель – формирование их отношения к
происходящему, в рамках которого издеваться над товарищем не
будет «круто» или «прикольно». Им следует понимать, что
жизнь может повернуться по-всякому, а потому однажды и они
могут оказаться в неприятной ситуации, где другие могут так
же безучастно, а то и с ухмылками, смотреть на неприятные
вещи, которые будут происходить с ними. А чтобы этого
избежать, нужен определённый климат в коллективе, создание
которого зависит от их позиции, от их действий здесь и
сейчас.
Бессердечная
и в то же время опасная иллюзия обидчика состоит в
следующем: «Я сильнее его. Следовательно, он мне ничего не
сделает. А потому я могу издеваться над ним, как захочу».
Да, голыми руками, может, и не сделает, но... Автору на всю
жизнь запомнилась история из его далёкой ранней юности. В
соседней школе учились два парня с говорящими прозвищами:
Мамонт и Куропатка. Когда у Мамонта было плохое настроение,
или просто хотелось развлечься, он бил Куропатку по лицу.
Ему нравилось смотреть, как тот плачет и корчится от боли,
как у него начинает идти из носа кровь, как он сразу бежит в
туалет умываться... Так продолжалось с первого по девятый
класс. Попытки Куропатки как-то защититься не приносили
удовлетворительных результатов. Он даже пытался есть
какую-то смесь аминокислот для наращивания мышечной массы,
что могло быть, мягко говоря, не очень полезно для здоровья.
Однако у Мамонта, очевидно, всё равно мышечная масса была
больше – на то он и Мамонт. И побои продолжались. Однажды,
когда одноклассники оттаскивали слишком увлекшегося Мамонта
от Куропатки, корчившегося на полу рядом с небольшой лужицей
крови, они по неосторожности порвали новую рубашку Мамонта.
«Это ты виноват, Куропаткин. Теперь ты умрёшь»,- не унимался
Мамонт. И когда ему снова удалось уединиться с Куропаткой,
его побои были особенно травмирующими и болезненными. А
когда несколько минут спустя разгорячённый Мамонт наклонился
к рукомойнику, чтобы попить воды, выпрямиться обратно у него
уже не получилось. Подкравшийся сзади Куропатка собрал
последние силы, чтобы всадить Мамонту нож под левую
лопатку...
В данной
ситуации мотивы были достаточно очевидны. И этот случай,
увы, отнюдь не уникален. Особенно драматический оборот
ситуация приобретает, когда используется огнестрельное
оружие. Помимо широко известных случаев, имевших место в
США, показательны слова бразильца Веллингтона Менезеса де
Оливейры. Этот молодой человек наведался в свою бывшую
школу, где застрелил 12 школьников и ранил 20, после чего
покончил с собой. В видеозаписи, сделанной им за два дня до
инцидента, он сказал: «наша борьба направлена против
жестоких людей... использующих доброту и слабость тех,
которые неспособны за себя постоять».
Жертвами издевательств оказываются не
только юноши. Вот что пишет в своём дневнике Мишель из США:
«Я никогда никому не рассказывала об этом, пока мне не
исполнилось 18. Я не думала, что кому-то будет до этого
дело. В школе над детьми издеваются каждый день. Школе нет
до этого дела. Из-за них меня унижали 5 долбаных лет. Я
хотела умереть. Я хотела, чтобы мир закончился. Я хотела
убивать. Нет, я не сумасшедшая. Я надеюсь, те, кто пережил
подобную ситуацию, способны это понять. Я на самом деле
восхищаюсь такими людьми, как Натан Феррис и Джейсон Майкл
Смит, которые расстреляли и убили своих притеснителей (и
которые перед этим по несколько лет терпели издевательства).
Натан впоследствии покончил с собой...»
Ей вторит девушка из Австралии: «В
школе ты узнаёшь много нового – о страхе и жестокости, о
ненависти и предательстве».
Но с обидчиком стоит говорить не
только о возможных негативных последствиях издевательств и
унижений. Ему следует рассказать также о позитивной
альтернативе, позволяющей раскрыть потенциал дружелюбного
общения: ты сильнее его в одном – он превосходит тебя в
другом. Вы можете помогать друг другу.
Однако
главного внимания к себе требуют те, кто становится
жертвами. Проблема многих из них состоит в том, что они
являются, как говорят американцы, «сидячими утками», т.е.
слишком лёгкой добычей. На самом деле зачастую обидчики
готовы отступить, встретив активное сопротивление, дабы «не
связываться». Но сопротивления-то они как раз и не
встречают! Сказанное указывает на актуальность
целенаправленной работы с теми, кто имеет ярко выраженную
тенденцию становиться жертвой во взаимоотношениях с другими.
Их можно выявить не только по факту обращения за помощью, но
и профилактически на основе тестов (см. шкалы виктимности на
сайте «Хищники и жертвы среди нас»). Их следует учить
отстаивать свои интересы. В частности, открыто сообщать
собеседнику о своих нуждах и потребностях, настаивая, чтобы
они учитывались по существу. Им следует уметь говорить
твёрдое и однозначное нет в ответ на неоправданные и
особенно унизительные запросы.
Ключевой
составляющей такого обучения должно также стать формирование
эффективных навыков установления первоначального контакта и
дальнейшего развития общения со сверстниками. И в пользу
важности работы в этом направлении есть серьёзные аргументы.
Характерный штрих в портрете многих школьных стрелков
состоит в том, что у них практически нет друзей. Их лучшие и
единственные друзья – компьютер и интернет, наедине с
которыми они проводят большую часть времени. Так, Адам Ланза,
расстрелявший в декабре 2012 в шт. Коннектикут 26 человек
(включая собственную мать), из которых 20 детей, а затем
покончивший с собой, последние месяцы своей жизни безвылазно
провёл в своей комнате, где он играл в видеоигры с большим
количеством красочно изображённого насилия. В то же время
известно, что социальная изоляция является серьёзным
испытанием даже для взрослого, зрелого человека. Согласно
современным представлениям, возникающее как её следствие
чувство одиночества оказывает деструктивное влияние не
только на психологическое, но и физическое здоровье
человека.
Взрослым также важно помочь ребятам
наладить такую активность, при которой все они выступали бы
одной командой. С другой стороны, активность должна быть
такой, чтобы все участники команды воспринимались как важные
для решения стоящих перед ней задач и по сути незаменимыми.
Мамонт выжил.
Его спасла тупость. Тупость перочинного ножа Куропатки,
застрявшего в нескольких миллиметрах от сердца Мамонта. До
последнего дня занятий Мамонт и пальцем не прикасался к
Куропатке. Не позволял себе даже словесных наездов.
В завершение, хотелось бы надеяться,
что в нашей стране не будет загубленных юных жизней.
Загубленных тупостью тех, кто уверен, что можно безнаказанно
издеваться над тем, кто слабее, умнее, добрее. Просто мягче
характером.
У Адама Ланза
не было даже учётных записей в социальных сетях: ни в
твиттере, ни в фейсбуке. И, тем не менее, есть люди,
говорящие о том, как им понятны его чувства. 17-летняя
Кортни Уэбб была отстранена от занятий и, возможно, будет
исключена из школы за своё стихотворение. В нём она пишет:
«я понимаю убийства в Коннектикуте. Я знаю, почему он нажал
на курок». Причину она видит в том, что люди «чувствуют себя
беспомощными». А «правительство наше – это стыд, и общество
себя не обвинит». Она говорит также слова, которые
оказываются лейтмотивом у многих, оказавшихся в положении
жертв: «мою доброту они приняли за слабость». Примечательно,
что ранее, когда та же девушка писала и даже специально
показывала учителям свои стихи о печали и суициде, они не
вызывали нареканий. Что же будет дальше? Смогут ли власть и
общество извлечь уроки? Время покажет... |