Психокульты: Охота на раненые души
К сожалению, в наше время деструктивное поведение всё больше
входит в моду. Люди целенаправленно учатся обманывать и
использовать друг друга, что в итоге весьма негативно
сказывается на их взаимоотношениях. Однако наибольшего
расцвета вредоносный контроль над чужим сознанием
традиционно достигался в сектах. Давно уже замечено, что
наибольшей опасности при этом подвергаются самые уязвимые,
люди с теми или иными душевными проблемами, например,
перенесшие психическую травму. Так, некоторые люди, внезапно
потерявшие близких и любимых, самых дорогих сердцу людей,
полностью посвящают себя служению как Свидетели Иеговы. Они
смиренно переходят со своими журнальчиками от двери к двери,
то и дело посылаемые многоэтажным матом, и пытаются
рассказать гневно настроенным людям «о том, что будет дальше»
и предложить им изучение Библии как путь к спасению. Они
также покорно кладут последнюю копеечку в ящик для сбора
пожертвований, неназойливо присутствующий на каждом собрании
конгрегации (а как же без него?!). И всё в иллюзорной
надежде не только самим попасть в заветные сто сорок четыре
тысячи праведников, которые, согласно учению секты, обретут
рай на Новой Земле, но и снова, теперь уже навсегда,
соединиться со своими безвременно ушедшими близкими, которые
тоже каким-то чудесным образом должны вписаться в это
количество. А тем временем их «старшие духовные братья» с
удовлетворением наблюдают, как тоненькие денежные ручейки из
карманов страдальцев объединяются, стекаясь полноводной
рекой на банковские счета корпорации Сторожевая Башня. На
эти средства можно попробовать организовать себе –
единственно возможный в объективной реальности – рай на
грешной земле.
Однако через полтора столетия после
работ Дарвина, среди разговоров про Долли и стволовые клетки,
пастыри эпохи постмодернизма вынуждены изобретать новые
методы стрижки своих овечек на бабло. И кукловодам театров
живых марионеток приходится менять декорации. Теперь они
предлагают своей пастве познать себя, обрести счастье,
встретить, наконец, того самого, особенного и т.д. Работает
это в большинстве случаев по сходной общей схеме: сначала
необходимо посетить «очень важный и очень нужный тренинг,
который непременно тебе поможет, просто преобразит твою
жизнь». Потом, однако, когда человек чувствует, что всё
равно чего-то не хватает, выясняется, что непременно нужно
посетить более продвинутый семинар, а потом ещё и ещё, а
также приводить своих друзей и т.д. и т.п.
И было бы не совсем верно говорить: «на такое ведутся только
ущербные люди». Яркий пример тому – тренинги эст (по прихоти
основателя принято писать именно так, строчными буквами; est
= Erhard Seminars Training). Они были основаны в 1971 году в
США Вернером Эрхардом, бывшим торговцем автомобилями с
пробегом, бросившим свою семью с детьми (справедливости ради,
впоследствии, уже став знаменитым, он о прежней семье
вспомнил, чтобы... растлить своих дочерей). В общей
сложности за всё время существования легендарного тренинга
его посетили более семисот тысяч человек. Кто-то скажет: на
такие мероприятия придут только тёмные, необразованные люди.
Но фактически, среди тех, кто драил туалеты в тренинговых
центрах Вернера Эрхарда, лишь бы иметь возможность
находиться поближе к действу, были даже дипломированные
клинические психологи.
Казалось бы, что здесь такого, если люди ищут себя и кто-то
им в этом помогает, пусть и не безвозмездно? Да ничего
особенного, в принципе. Смотря, правда, какие результаты это
приносит в итоге. Здесь важно понимать коренные отличия
тренинговых психокультов от серьёзной групповой психотерапии.
Последняя скорее будет проводиться человеком, хорошо
знакомым с «матчастью», согласно эмпирически обоснованному
протоколу. Безусловно, и при таком подходе возможны
злоупотребления. Однако когда мы имеем дело с психокультом,
сама по себе практика тренингов может быть во многом
основана на злоупотреблениях. Например, в «Центре
чувственной терапии», осуществлявшем свою деятельность в США
на протяжении примерно десяти лет и пользовавшемся заметной
популярностью, применялись следующие пикантные методы «исцеления»:
- Пациентов заставляли стоять обнажёнными перед группами; им
велели осматривать гениталии других пациентов в присутствии
групп;
- Молодого человека, который хотел вернуться в колледж
учиться музыке вместо того, чтобы работать механиком в
бизнесе культа, заставили носить подгузники, спать в детской
кроватке и есть детское питание, т.к. его психотерапевт
сказал, что он хотел жить «как младенец».
(Цит. по статье Маргарет Сингер, Мориса Темерлина и Майкла
Лангони «Психотерапевтические культы»).
Быть может, такое возможно только в США и прочих державах «гнилого
Запада»? Но нет, оказывается, разве могут предприимчивые
люди оставить без внимания наше население с его неуёмной
тягой к самопознанию? Народившиеся у нас словно грибы после
дождя психокульты теперь столь многочисленны, что одно их
перечисление даже с самым кратким описанием специфики
деятельности оказалось бы неоправданно длинным в статье,
адресованной широкому кругу читателей. Поэтому более
уместным представляется подробней остановиться на самой
популярной и многочисленной в наших краях психосекте,
основанной на тренингах по «системно-векторной психологии».
Надо полагать, эта организация не нуждается в представлении,
т.к. всё труднее найти пользователя рунета, интересующегося
вопросами психологии, не сталкивавшегося с её агрессивной
рекламой.
Естественно, у неподготовленного читателя может возникнуть
вопрос, насколько обоснованно называть такую организацию «сектой»
или «культом». Не является ли использование этих терминов в
данном случае не более чем негативным оценочным суждением?
Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как
проявляются в деятельности рассматриваемой организации
некоторые показательные черты таких деструктивных структур.
Исследователи сект отмечают, например, такой феномен как
новояз. Он означает выраженную тенденцию идеологов культа к
генерации неологизмов, а также использованию общеизвестных
слов и выражений в смыслах, точное значение которых понятно
только посвящённым. Это способствует коммуникативному
обособлению сектантов, отделению их от внешнего мира. В
рассматриваемом случае это проявляется следующим образом.
Люди, имевшие возможность наблюдать рьяных адептов
системно-векторной психологии могли заметить, как те
компульсивно пытаются типизировать всё, что движется. Помимо
негативных последствий неспособности и/или нежелания
разглядеть за тем или иным «вектором» реального живого
человека, такой подход может вести к непониманию с
окружающими. Собеседник культиста знает, что его кем-то
посчитали, но теряется в догадках, что бы сие значило. А на
просьбы объяснить подробно (это если кому ещё не лень
интересоваться, а не послать попросту сразу «психолуха» куда
подальше) реакция сектанта в итоге сводится к «доброжелательному»
совету принять участие в тренинге.
Таким образом в некоторой степени реализуется то, что в
традиционных религиозных культах осуществляется посредством
запретов. Например, Свидетелю Иеговы разрешается знакомиться
с новыми людьми только в том случае, если он им проповедует.
При этом предполагается, что за Свидетелем следит,
собственно, сам Иегова. От которого, естественно, ничего не
утаишь, даже помыслы. В случае же светских психотренинговых
культов аналогичную задачу выполняет новояз, создающий
коммуникативный барьер, эффективно разделяющий для сектантов
мир на «мы» и «они».
Более того, всё не ограничивается лишь отдельными словами.
Воздвигаются целые специфические понятийные системы,
концепции. Например, поскольку для системно-векторной
психологии обычно мишенями проповедей являются люди с
психологическими проблемами, у секты разработана своя,
особая версия психопатологии. Хотя сами системно-векторные
психологи провозглашают её восходящей своими корнями к
Фрейду, в действительности у них даже основополагающие слова
имеют особый смысл, и в результате получается как бы вообще
параллельная вселенная. Предлагаются специфические для
учения культа механизмы объяснения психопатологии. Например,
клиническая депрессия и суицидальная идеация, по их версии,
являются следствием нереализованного звукового вектора, а
страх – проявлением неразвитого зрительного. При этом
приводимые объяснения проблематично привести в соответствие
с современными представлениями, согласно которым в основе
психопатологии лежит сочетание следующих факторов:
неврологических (патология ЦНС, дисбаланс нейромедиаторов и
т.д.);
собственно психологических (таких, как объяснительный стиль,
локус контроля и т.д.)
социально – экономических (статус, трудоустройство, изоляция
и т.д.).
Кроме того, важную роль в теоретических построениях
системно-векторной психологии играет специфический миф о «первобытной
стае», не знакомый людям за пределами организации.
Как же люди оказываются втянутыми в такой культ? С одной
стороны, многие ощущают потребность разобраться в себе,
своих эмоциональных проблемах, трудностях во
взаимоотношениях. С другой, в качестве одной из центральных
причин следует назвать также недостаточно развитые навыки
критического мышления у будущих адептов. Это может быть
связано с заметным снижением в последние годы реального
уровня базового, фундаментального образования. Как следствие,
молодые люди не располагают ни необходимым запасом
фактических сведений, ни достаточным культурой мышления,
чтобы реалистично оценить качество предлагаемых услуг. В
результате, им приходится полагаться на отзывы других, тех,
кто уже испробовал это на себе. И, естественно, они видят
практически исключительно положительные и даже восторженные
отклики якобы прослушавших тренинг.
В действительности же статьи и значительная часть хвалебных
впечатлений о тренингах написаны продажными блоггерами,
которым, как говорится, деньги не пахнут, тем более, когда
суммы приличные. Однако это лишь часть истории. Часть
положительных отзывов, и притом именно они распознаются как
выглядящие наиболее реалистичными, на самом деле оставлена
людьми, которые честно приняли участие в тренинге, причём на
свои кровные средства. Получается, тренинг действительно
принёс им пользу? Нет, вовсе не обязательно! Чтобы понять,
как такое может случиться, вспомним героев книги Леона
Фестингера, Генри Рикена и Стэнли Шехтера «Когда пророчество
не сбывается». (На русском языке изложение этой истории
можно прочитать в достаточно популярно написанной «Психологии
влияния» Р. Чалдини). Когда за ними так и не прилетела
летающая тарелка, стали ли они рвать на себе волосы оттого,
что поверили (вероятно, душевнобольной) Дороти Мартин/Мариан
Кич, бросили работу и раздали своё имущество?! Ничего
подобного! Напротив, они почувствовали себя спасителями
человечества и принялись активно проповедовать учение культа.
Таким образом, в подобных случаях мы сталкиваемся с
действием фундаментального механизма человеческой психики,
заключающегося в невыносимости для нас осознания ничем не
компенсированных потерь в прошлом. Будучи не в состоянии
вернуться назад во времени и изменить уже случившееся, мы
можем пытаться по-другому интерпретировать свои тогдашние
поступки или стараться сделать их более осмысленными своими
дальнейшими действиями. С этим, в частности, связаны такие
важные феномены, как когнитивный диссонанс и психология
утопленных затрат (о ней и об использовании её как
инструмента психологических манипуляций см. статью автора «Утопленная
жизнь» http://freak.sytes.net/utopl_zhizn.html).
И в этом смысле психосектоводы знают, о чём они говорят,
когда призывают: «Как ты можешь судить о тренинге, если не
принимал в нём участия? Прослушай и реши для себя, так ли уж
он плох». И добавляя при этом: «Ты не пожалеешь, вот увидишь»,
они не обязательно лгут. Чтобы лучше понять, почему так
происходит, попробуйте представить, как человек мысленно
говорит себе: «Я<, умный человек (ну а кто же себя
дураком-то считает?!),> заплатил сначала семнадцать тысяч
рублей за первый этап, а потом ещё тридцать тысяч за второй
этап этого отстойного тренинга!» Не очень логично, верно?
Значит, для устранения диссонанса нужно изменить здесь либо
«умный», либо «отстойный». Но отстойный убрать проще и
приятней, согласитесь?
Ситуацию усугубляет национальный колорит, проявляющийся, по
меньшей мере, в двух важных аспектах:
1. У нас последнее время значительно позорнее быть обманутым,
нежели обманывать самому. А тут ещё психолухи, да
инструктора всяческих тренингов любят вещать про
персональную ответственность, смещая тем самым акцент вины с
«обманули, гады, сволочи!» на «я тот лох, который поверил».
2. Гарольд Стивенсон и Джеймс Стиглер попытались выяснить,
почему японские пятиклассники учатся лучше американских и
вообще выглядят более умненькими. Говоря неформальным языком,
один из основных выводов исследователей можно сформулировать
так: американец, совершая ошибку, узнаёт, какой он недоумок;
японец – просто как не надо делать. Вообще, на Востоке такой
взгляд на вещи представляет собой древнюю традицию. Ещё,
кажется, Лао Цзы в своё время писал: «Великий человек,
совершив ошибку, осознаёт её; осознав её, признаёт; признав
её, исправляет. Он считает тех, кто указывает ему на его
ошибки, своими самыми благожелательными учителями». У нас же
в этом плане равняются не на Восток, а на Запад.
Есть и ещё один важный момент. Оглядываясь назад, на свой
печальный опыт, жертвы деструктивных организаций нередко
говорят что-нибудь вроде: «А с виду, мне казалось, такие
приятные, милые, интеллигентные люди...»
Автору этих строк хорошо известна подобная ситуация в
несколько ином контексте, в связи с его интересом к
психопатам и другим представителям т.н. тёмной триады
социально деструктивных аномалий личности. Нет, психопаты в
своём подавляющем большинстве – это отнюдь не маньяки с
топорами, а всего лишь люди (примерно 1% населения), в
качестве основных черт личности сочетающие импульсивность со
специфическим эмоциональным дефектом, делающим их
безразличными к чужим страданиям (подробнее о психологии
тёмной триады и психопатов в частности см. http://freak.sytes.net).
Несмотря на свои отвратительные личностные черты, психопаты
(а также другие представители тёмной триады), практически
всегда носящие маску вменяемости,- очень обаятельные люди,
которые могут представляться собеседнику весьма милыми и
приятными, когда это отвечает их эгоистическим, корыстным
интересам. С предметом настоящей статьи их связывают, как
минимум, два важных момента:
1. Многие лидеры сект были психопатами, или, во всяком
случае, демонстрировали черты характерные для тёмной триады.
Сюда можно отнести Рона Хаббарда (основатель сайентологии),
Дэйвида Берга, Дэйвида Кореша и Джима Джонса. Да и если
говорить именно о психокультах, судя по его поведению,
Вернер Эрхард также был «хорош» в этом плане.
2. Многие лидеры культов, включая психокульты, использовали
в своём безудержном стремлении к власти над своими
последователями методы, обычно характерные для
представителей тёмной триады.
Соответственно, как в случае с психопатами и прочими
токсичными личностями, имея дело с проповедями
харизматических лидеров психосект, важно уметь видеть
реальное содержание их учений под привлекательной обёрткой.
Попытка такого систематического анализа, озаглавленная «Психосекты.
Ловцы раненых душ» http://freak.sytes.net/psycults.pdf была
выполнена автором этих строк в приложении (как это ни
покажется кому-то странным) к серии историй о бессердечном
психопатическом монстре в образе очаровательной девушки,
озаглавленной «Красавица Леночка». На основе общедоступных
материалов были проанализированы два наиболее популярных
психокульта, «импортный» эст и «отечественный» -
системно-векторной психологии.
По правде сказать, перед написанием упомянутых материалов у
автора были серьёзные сомнения. Всё-таки, как-никак, это
личное дело каждого, вступать ли ему в секту, и если да, то
в какую. И тогда чего ради, спрашивается, дразнить гусей?
Часа весов решительно склонилась, однако, когда вторая из
названных выше сект принялась в своих рекламных статейках
патологизировать ни в чём не повинных людей. Сначала
накропали сразу несколько заметок о социально изолированных
людях, которых у нас на японский манер называют «хикикомори»,
которые якобы представляют опасность для окружающих. Да
человек, может, годами из квартиры не выходит! У него что,
кнопка где-то там ядрёная запрятана, чтобы хоть как-то
кому-то угрожать?!
Но досталось не только хикки. Оказывается, например... «вегетарианцы,
попросту говоря, наносят вред своему организму, откровенно
издеваясь над собой. Более того, часто они вредят не только
себе, но и окружающим»... «Вегетарианство <у человека>...
определенно говорит о некоторых проблемах и травмочках,
которые в меньшей или большей степени отравляют ему жизнь».
И причиной тому, оказывается, бессознательный (sic!) страх
быть съеденным!
Quousque tandem? Как долго ещё базирующаяся в Пиндостане
обнаглевшая секта, разбогатевшая на наивности и
необразованности россиян, на основании фантазий своего
главаря будет отравлять сознание нашим людям, в первую
очередь молодёжи, и указывать, как им строить социальную
жизнь и чем питаться?! Может, пришла пора положить этому
предел?
|