Простить и отпустить? Нет,
отомстить!
В
интернете полно «психологических советов» о том, что нужно
«простить и отпустить» человека, вызвавшего у нас гнев и
обиду. Но насколько обоснованны такие рекомендации? Это
зависит от конкретной ситуации. Безусловно, иногда лучше
действительно простить и отпустить. Например, когда мужчина
искренне, всем сердцем полюбил другую женщину. Да, это может
быть очень обидно и больно, и кажется, что этот человек
предал наши чувства, но... В самом деле, какова
альтернатива? Чтобы он по-прежнему оставался рядом, и при
этом, по сути, лгал, постоянно наступая на горло собственной
песне? Нет, уж лучше отпустить!.. И осознать, что он,
возможно, не виноват. Ведь, как говорится, сердцу не
прикажешь. Для скорейшего же возвращения нашей собственной
душевной гармонии важно то, как мы интерпретируем
происходящее. Не стоит озлобленно думать о другой женщине:
«неужели эта ... лучше меня?!» Она не лучше. Она просто
другая. И этот человек, каким бы родным, близким и любимым
он нам ни представлялся,- это свободный взрослый человек,
который сделал свой выбор. Хорошо продуманный или на
эмоциях, но это его выбор. Со временем он может раскаяться,
понять что ошибся, что с ней ему хуже, и тогда он может
захотеть вернуться. Но сейчас он выбрал её, и это его право.
Бывает, однако, и по-другому. Есть люди, которые осознанно
бессердечно используют других в своих эгоистических
интересах, причиняя им боль и душевные страдания. Пожалуй,
наиболее яркий пример тех, кто систематически поступает
подобным образом,- психопаты, люди со специфической
социально деструктивной патологией личности. Да, согласно
современным данным, такие люди составляют всего порядка
1%.населения. Однако рассматривать их как экзотику и считать
вероятность встречи с ними пренебрежимо малой не стоит вот
по какой причине: Обычный парень нашёл себе девушку, и они
живут долго и счастливо, старятся вместе и всё такое.
Скромный интроверт – социофоб забился в угол со своим
компьютером и предался аутоэротической стимуляции. Ни тот,
ни другой, таким образом, уже фактически не фигурируют на
сцене романтических знакомств. И только психопат всегда на
охоте. А потому шансы встречи с таким человеком фактически
значительно выше пресловутого одного процента.
Психопат практически всегда
безупречно выглядит. И очень сладко говорит. Что, в
сочетании с другими факторами, заставляет человека буквально
влюбиться в него. Но психопат не признаёт любви, только
любовную зависимость. И он формирует у другого человека
такую зависимость от себя, чтобы использовать его,
паразитировать на нём. Использовав человека по полной,
вычерпав до дна его ресурсы, психопат с характерной для него
безжалостностью бросает жертву и переходит к следующей.
И
что тогда делать человеку, который вдруг с щемящей горечью и
болью осознаёт, как с ним поступили? Простить и отпустить
обидчика?! Да, в плане отпустить, конечно, стоит гнать
паразита поганой метлой из своей жизни. Но вот простить...
Прощение по отношению к такому человеку и оставление его
поступка безнаказанным может интерпретироваться как
молчаливое, покорное признание допустимости такого поведения
по отношению к себе. Выходит, что психопат получает
положительное подкрепление и указание на то, что у него это
получилось; это стимулирует его искать возможность ещё более
бессовестно использовать других. Жертве же предстоит жить с
горьким осознанием того, что она показала себя как «лох»,
которого, коль скоро она не сумела защитить себя, и дальше
можно использовать.
И дело здесь не только и не столько в психопатах как таковых.
Тем более что для психопата характерна неспособность
извлекать уроки даже из собственного опыта. К сожалению,
вокруг много тех, кто словно пытается им подражать.
В этом плане показателен
следующий пример. У современных юношей в моду вошла игра под
названием «пикап». Задачей игрока является знакомство с
девушкой и как можно более скорое соблазнение. А как только
юноше удалось затащить девушку в постель, он... Нет-нет, не
делает ей предложение. Он переходит к окучиванию следующей
девушки. Юноши хвалятся достигнутыми результатами друг перед
другом. Успех на этом поприще повышает статус в среде
сверстников. Естественно, где мода – там и рынок. Развелось
множество «гуру», выманивающих из кармана наивных юношей,
страждущих приобщиться к тайным знаниям, неслабые «бабки».
Играя на опасении очень многих оказаться «лохом», которому
никто не «даёт». А вот что при этом творится в душе бедной
девушки, которая, наконец, осознаёт, как её использовали,
мало кого волнует. Это же проблема девушки, не так ли?
Которая, в свете такого просвещённого отношения, уже не то
что не человек с душой и сердцем, но даже уже не инструмент
для сексуального удовлетворения, а скорее что-то вроде
спортивного снаряда, на котором юноши стараются
продемонстрировать своё мастерство.
К сожалению, в ответ на
возникновение феномена пикапа, вместо того, чтобы отделить
зёрна от плевел, многие женщины пошли по иному пути. И, как
обычно, свалили всех мужчин в одну кучу. Вас никогда не
настораживали формулировки типа: «чего хочет мужчина?», «как
покорить мужчину?» и т.д.? Словно все (или, по крайней мере,
все представляющие хоть какой-то интерес) мужчины – это
штампованные пупсы с идентичными намерениями, интересами и
стремлениями. Ну а коль скоро все они во всём существенном
одинаковы, то надо просто выбрать такого, у которого денег
побольше. И, желательно, чтобы хорошо выглядел. Вот только
на деньги-то эти его ещё надо развести! Так появился «наш
ответ мальчикам» - школы стерв, где за хорошую мзду женщину
учат покорять нужного ей (несомненно, достойного) мужчину, а
затем держать его постоянно в тонусе.
Женские журналы в своих «добрых» советах пошли ещё дальше.
Мол, не надо сразу отшивать среди своих ухажёров заведомых
неудачников. Тебя же никто не заставляет с ними спать! Учись
манипулировать ими, подавая ложные надежды. И используй их
по полной программе, выкачивая из них средства! Вот только «мудрые
наставницы» из модных журналов, по своему стилю словно
ориентированных на профессиональных содержанок, не учли один
очень важный момент. А именно, что юноша может отреагировать
куда более агрессивно, нежели девушка. Вероятно, девушка,
которую «развели, трахнули и бросили», поплакавшись подруге,
будет неделями реветь в подушку. К счастью, лишь немногие
будут пытаться вскрыть себе вены, да и кровотечения из
повреждённых при этом мелких поверхностных сосудов в
значительном числе случаев не представляет опасности для
жизни. Скорее, это будет попытка сказать окружающим:
посмотрите, как вы меня ранили, как обливается кровью моё
сердце. Заставляющая вспомнить слова Эдвина Шнейдмана о том,
что попытка самоубийства «часто представляет собой форму
коммуникации, крик о помощи, рождённый из боли». Но мужчина,
парень, будет реагировать иначе. Он не станет рыдать и
резать себе руки. Возможно, он расскажет о возмутительном
поведении девушки друзьям, не стесняясь крепких выражений. И
хорошо, если они морально поддержат его в такой ситуации.
Хуже, если ему дадут понять: мол, раз ты такой дурак, что
верил ей, то так тебе и надо. Чья-то романтическая натура не
выдержит, и человек запьёт. А кто-то... встретит девушку ещё
один, последний раз. Там и тогда, где их никто не будет
видеть, или, по крайней мере, не сможет сразу прийти ей на
помощь. А он хоть, по общим представлениям, и хреновый
мужчинка, но физически сильнее её. И он её изувечит. Или
плеснёт кислотой в лицо: «получай, мразь!» И кого тогда
винить бедной несостоявшейся стерве, мгновенно ставшей
инвалидом на всю оставшуюся жизнь? Автор той самой статьи –
типа большой эксперт по отношениям – получила сполна свой
неслабый гонорар, и с неё теперь взятки гладки. Вот только
не предупредила она читательницу о том, чем может быть
чревато такое беспардонное использование другого человека.
Конечно же, всегда найдутся «сильно умные» граждане, которые
скажут, что нужно было видеть, как сильно парень обозлён и
озлоблен, и попросту изолировать его от общества. Но выйдите
на улицу большого города и посмотрите по сторонам. Разве
мало кругом озлобленных людей? Как можно знать заранее, кто
из них сорвётся? Автор этих строк как-то наблюдал в
московском метро сцену, в которую ему трудно было бы
поверить, если бы не увидел её своими глазами. Парень
заходил в вагон. Одновременно из него выходила милая с виду
девушка. И, видимо, парень так торопился зайти, чтобы занять
сидячее место, что по неосторожности как-то задел или
толкнул девушку. Девушка же мгновенно переменилась в лице,
порывисто вошла в вагон вслед за парнем (очевидно, ей не
надо было дальше ехать, и тем не менее...) и принялась
наносить ему удары ногами (!) по лицу. Они были такой силы,
что невольно думалось: теперь этому юноше будут уступать
место, которое он так стремился занять, врываясь в вагон.
Что там было дальше – неизвестно, поезд уехал. Даже если
предположить, что у девушки серьёзная психопатология, кто
мог предположить заранее? С виду такая милая...
Что
же делать тогда? Как быть с повсеместной враждебностью, то и
дело грозящей выплеснуться через край кровавым насилием? Кто
может помочь исправить эту ситуацию? Психологи? Однако их и
так, как собак нерезаных. Если раньше девушка по окончании
школы, чтобы как-то перекантоваться до замужества, шла в
пединститут, то теперь она идёт учиться на «психолуха». Так
что теперь их кругом полно. Вот только что-то психического
здоровья у населения не прибавляется! Так в чём же дело
тогда? А может, в плохой экологии? Ведь, сколько бы ни было
врачей на душу населения, если люди дышат отравленным
воздухом и пьют заражённую воду, они будут много болеть и
долго не проживут. Но наша окружающая среда – это не только
реки и деревья. Это ещё и люди, живущие рядом с нами. Так
может, чтобы сохранить эту самую окружающую среду, подобно
тому, как люди плюют в урну, а не себе под ноги, мы
перестанем плевать в душу ближнему своему, даже когда так
удобно и очень хочется?
Куда
мы плюём, зависит от нашей культуры. Этимологически это
понятие восходит к латинскому cultura, означающему
сельское хозяйство. Только в данном случае возделывается
сознание человека. Как и в сельском хозяйстве, многое
зависит от окружающей среды, от того, насколько благоприятны
условия. Что может помешать развитию? Например, сорные
растения, вытягивающие живительную силу из других, а потому
давящие слабые полезные побеги. Конечно же, паразиты –
психопаты и просто негодяи, есть в любом человеческом
обществе. Только условия для их процветания разные. Так, в
США, пожалуй, наиболее успешным психопатом был финансист
Берни Мэйдофф, облапошивший соотечественников (согласно
оценке обвинителей) на 64 миллиарда 800 миллионов долларов.
Однако если Мэйдофф получил в итоге за свою деятельность 150
(сто пятьдесят!) лет тюремного заключения, то у нас мошенник
Мавроди был выпущен на свободу, несмотря на то, что было
совершенно ясно, что он не раскаялся, не собирается
раскаиваться, и продолжит дальше бессовестно разводить на
деньги наивных сограждан. Центральное телевидение без
зазрения совести принимало платежи за Лёню Голубкова,
рекламировавшего, по сути, схему Понци. (Эта схема названа в
честь итальянского афериста, перебравшегося в США и
прославившегося там, и предполагает получение инвесторами
либо своих же собственных средств, либо вложений последующих
инвесторов, представляя собой то, что у нас принято называть
«финансовая пирамида».) Но, как говорится, деньги не пахнут,
не так ли? Хотя в силу непопулярности она озвучивается
нечасто, формальная позиция власти (по крайней мере, судя по
её поведению) в этом вопросе фактически сводится к обвинению
жертвы. Мол, люди сами виноваты в своей наивности и наличии
у них иных психологических уязвимостей, позволяющих им быть
облапошенными таким образом. Но, быть может, упомянутое выше
изобилие в нашем обществе специалистов в области
человеческой психики может помочь этим людям защитить себя
от сладкоречивых мошенников?
Увы,
беглого взгляда на ситуацию достаточно, чтобы понять, что
дело обстоит практически в точности наоборот. Об этом
красноречиво свидетельствует обилие тренингов, где обучают
манипуляциям. И в том числе наживаться на упомянутых выше
психологических уязвимостях людей. При этом устроители
подобных «образовательных» мероприятий рационализируют
вредительский характер своей деятельности тем, что, дескать,
«если мы не научим их манипулировать людьми – другие научат.
Есть спрос – есть и предложение». Однако с такой логикой
можно и школу киллеров открыть! Мол, если мы их не научим
убивать, то это сделают другие! То, что они фактически
творят при этом социальное зло, их не смущает. У них на это
готов ответ, что добро и зло относительны. Мол, что для
одних зло, для других добро. Мы, дескать, наставляем своих
учеников в науке о человеческом поведении, и нас не
интересуют оценочные суждения. И, конечно же, такой
псевдонаучный релятивизм выгоден кому-то для оправдания
своей прибыльной, но при этом этически сомнительной
деятельности.
К
счастью, помимо науки, которую, словно продажную девку,
подмяли под себя финансовые воротилы и нарциссы, стоящие во
главе транснациональных корпораций, есть и другая наука. Та,
что служит людям независимо от их материального положения и
социального статуса. Она не чурается изучать, например,
столь сложное и неоднозначное, но в то же время
восхитительное, раскрывающее лучшее в человеке, явление, как
альтруизм. Ею же установлено, что чувство справедливости в
норме присутствует не только у человека, но и у приматов.
Причём реальное, подлинное чувство справедливости, что,
например, два индивида должны получить равные вознаграждения
за одинаковый выполненный объём работы. В противоположность
извращённым, деформированным представлениям о справедливости
тех же психопатов, способных без зазрения несуществующей
совести рассказать такую историю: «Этот человек был
совершенно одинок. Он так страдал! Ему нужен был друг. Я
был(а) рядом. И за это забрал(а) все его сбережения. А как
иначе? Ведь человек в таком состоянии – энергетический
вампир, он своим негативом вытягивает из других жизненную
энергию. Не удивительно, что он один и с ним общаться никто
не хочет. Поэтому я считаю совершенно справедливым, что
получил(а) такую компенсацию».
Если
же справедливость нарушена, индивид испытывает гнев и
чувствует потребность совершить месть, пусть даже ценой
каких-то потерь для себя (см. также статью «Гроздья гнева,
или чего не учитывают манипуляторы»).
Апологеты манипулятивных
тактик любят подчёркивать: это всего лишь способ влияния. А
повлиять на человека можно и положительно. Однако выяснение
мотивации людей, выразивших желание обучиться манипулятивным
тактикам (или совершенствоваться в их применении)
показывает, что их в подавляющем большинстве случаев на
самом деле не волнует благо и вообще интересы предполагаемых
объектов манипуляции.
Конечно, к счастью, эти технологии практически никогда не
эффективны так, как об этом говорится в рекламе. Даже когда
они реализуются самими «мастерами», их преподающими, другой
человек не превращается в марионетку. И, тем не менее,
такого рода манипуляции могут доставить серьёзный дискомфорт
тем, на кого они были направлены. А потому представляется
разумным не «прощать» манипулятора, а решительно
отреагировать на его действия таким образом, чтобы по
максимуму отбить у него стремление к деструктивной
активности как по отношению к выбранной «жертве», так и
другим людям.
Каким же может быть это
воздаяние? Конечно же, каким бы значительным ни был
моральный вред, физическое насилие абсолютно недопустимо, за
исключением случаев самообороны. В остальном же конкретный
характер мести зависит от ресурсов обиженного, его фантазии
и способностей. Однако будет особенно хорошо, если это
действие будет конструктивным и преследовать не столько
нанесение вреда оппоненту, сколько восстановление и
дальнейшее поддержание справедливости.
Так, если в роли обидчицы
выступала молодая привлекательная женщина, кто-то может
поместить на различных ресурсах интернет объявление об
оказании ею сексуальных услуг по демпинговым ценам. И
получать массу удовольствия, представляя, как она общается с
многочисленными потенциальными клиентами. Однако, вероятно,
такая тактика не будет разумной и достойной зрелого
человека. Лучше, если негативный, болезненный опыт жертвы
удастся использовать с тем, чтобы предотвратить нанесение
вреда другим.
В этом плане представляется интересным опыт людей (в
основном женщин) на Западе, состоящих в интернет –
сообществах жертв отношений с патологическими личностями.
Во-первых, принадлежность к такому сообществу помогает
женщине избавиться от ложного стыда, связанного с тем, что
она позволила себя так использовать и унизить. Она видит,
что многие другие также оказались в подобной ситуации.
Женщины могут обмениваться опытом, анализировать наблюдения
друг друга. Кроме того, обязательно найдётся хотя бы одна,
что лучше других разбирается в человеческой психологии. Всё
это вместе позволяет каждой из них учиться лучше
противостоять хищнику в своей жизни. Они рассказывают друг
другу, какие уязвимости он использовал у каждой из них и
таким образом получают дополнительную возможность для работы
над своими слабостями.
Естественно, не забывают они и про людей, которые столь
неблаговидно обошлись с ними. Они учитывают, что успех
психопата с конкретной жертвой во многом зиждется на том,
что к тому времени, как она понимает (если вообще понимает),
с кем имеет дело, уже слишком поздно. Поэтому, чтобы помочь
другим не попасться в те сети, в которые попались они сами,
эти женщины поддерживают базу данных деструктивных
личностей, постоянно пополняемую по мере поступления
информации о печальном личном опыте новых участниц. Этими
сведениями они могут делиться также с полицией, в случае
необходимости содействуя в отправлении своих бывших
возлюбленных в места не столь отдалённые. При этом важно не
пытаться ставить человеку тот или иной зловещий диагноз, а
лучше написать о конкретных проявлениях со стороны данного
персонажа, таких как ложь, измена, побои и т.д. И пусть, как
говорится, страна знает своих героев! |